Вскрытие показало… Часть 8. Турбоэлектроника. Окончание
Электроника, словно вездесущая, зловредная плесень, внедряется во все поры нашей жизни. Куда ни посмотришь – везде она: в телефоне, в чайнике, в утюге. Есть она и в современных турбинах, и год от года ее становится все больше. Какая она, турбоэлектроника, для чего она и какие хлопоты доставляет сервисменам, их клиентам и турбоэксперту? Продолжаем статью, первая часть которой была опубликована в мартовском номере журнала. Заканчивали ее так: «В ходе дальнейшего вскрытия турбины состояние соплового аппарата обязательно проверяется, и визуально, и инструментально. Выявляется причина его неисправности, которая фиксируется в акте технической экспертизы. В чем конкретно состоит неисправность электронного блока – остается за кадром. При экспертизе блок не вскрывается.
Виноватый без вины. Претензии клиентов к блоку управления ТК не всегда оказываются обоснованными. В доказательство приведем подходящий случай из практики».
Внимание! Как сказано выше, сегодняшняя статья является окончанием предыдущей. Соответственно нумерация иллюстраций к этой работе продолжает порядок, начатый в марте.
Теперь продолжим.
Владелец Land Rover Discovery III приобрел и заменил турбину на своем TD V6. Примерно через месяц эксплуатации при диагностике у официального дилера турбину «приговорили» с формулировкой «неисправность электронного блока». Поскольку гарантийный срок на турбину не истек, автовладелец резонно обратился к продавцу с претензией. Урегулировать возникший между продавцом и покупателем спор в досудебном порядке не удалось, и покупатель подал иск в суд. Судья, как обычно в таких случаях, постановил провести техническую экспертизу турбины. Перед экспертом он поставил задачу прояснить, имеются ли в ТК какие-либо неисправности или повреждения, и если таковые есть, каков их характер и причины возникновения.
Объект спора был подвергнут тотальному исследованию как визуально, так и инструментальными средствами. Были проверены: исправность электронного блока и РСА, состояние узла подшипников и газодинамических уплотнений ротора, а также уровень его остаточного дисбаланса (фото 14–17). Исследование показало, что турбина работоспособна, все параметры соответствуют нормам завода-производителя.
Разрешение спора продолжилось в суде. В ходе судебного разбирательства выяснилось несколько обстоятельств. Оказалось, что предыдущая турбина была забракована также по обвинению в неисправности электроники. Основание – неадекватная работа турбины и обнаруженная при диагностике ошибка, которая расшифровывалась как «отсутствие связи с блоком управления турбины». После замены турбины неисправность исчезла, что убедило сервисменов в правильности их выводов и действий.
Вскоре история повторилась. Работники сервиса и в этот раз не стали ломать голову: те же симптомы – то же лечение. Турбину менять. Между тем даже не особенно искушенному диагносту понятно, что выявленный код неисправности скорее указывает на внешние по отношению к турбине проблемы: разрывы проводки, нарушение контакта в разъемах и т. д. Электрики не дадут соврать: такие дефекты очень коварны, они могут временно исчезать и вновь появляться. Пошевелили разъем или жгут при замене турбины – есть контакт, тряхнуло на кочке – контакта нет.
Рассмотрев иск, суд пришел к выводу, что поставленный в сервисе диагноз был ошибочным, и вынес решение в пользу продавца. С истца взыскали все расходы, связанные с судебным разбирательством и проведением экспертизы. Турбина была возвращена покупателю.
В подобных случаях говорят: «Комментарии излишни». И все же. Налицо непрофессиональная работа диагноста, чьи действия нанесли немалый ущерб клиенту. Многие автовладельцы наивно полагают, что обслуживание автомобиля в дилерском техцентре гарантирует им наивысшие стандарты качества. И жестоко ошибаются, потому что везде, включая и авторизованные предприятия, работают «наши» люди.