Вал - пополам, турбина - вдребезги... (Часть2)
На грош пятаков
Экономность – в общем случае, похвальное качество, особенно, если экономить с умом. Экономия «во что бы то ни стало», «любой ценой» - напротив, неразумна. Она и подводит многих автовладельцев, выбирающих на замену отказавшей турбины самый дешевый вариант. Цена на оригинальные изделия у разных продавцов может отличаться, но незначительно – обычно, в пределах 10%. Такая экономия не устраивает прижимистого покупателя – он ищет более «выгодные» варианты. Как можно «выгадать» больше? Во-первых, можно купить неоригинальную турбину.
Прямых подделок турбокомпрессоров мировых брендов, например, Garrett или KKK попадается немного. А вот копии оригинальных турбин, изготовленные «сами знаете где», встречаются нередко. То есть покупателя не обманывают – вместо дорогой фирменной турбины, рекомендованной производителем мотора, ему продают «безымянную» турбину, которая стоит ощутимо дешевле. И покупатель добровольно соглашается на такую замену. А раз так, то и за последствия должен отвечать сам. Среди копий изделия более-менее приемлемого качества – редкое исключение. Как правило, турбины, сработанные неизвестно где и неизвестно кем, представляют собой комплекты деталей «сделай сам». При их монтаже может обнаружиться нестыковка узлов крепления: что-то придется отпилить, подварить, просверлить или нарезать резьбу. Но это полбеды. Практически все турбины, попадающие к нам «сами знаете откуда», плохо отбалансированы, а иногда в них вовсе отсутствуют кое-какие детали. Стоит ли объяснять, чего можно ожидать от их эксплуатации?
Еще один распространенный вариант радикальной экономии – покупка «кота в мешке», а именно, б/у турбины. Надо сказать, что на столичных разборках турбокомпрессор легкового автомобиля в среднем стоит 8-10 тысяч непросто доставшихся рублей. Гарантий – никаких. Турбина – это не рулевая тяга: не разобрав, оценить ее состояние практически невозможно. Разобрал – можешь смело выкинуть: сборка без последующей балансировки – напрасный труд.
По хорошему, и «самоделку», и «кота» следует сразу после покупки отнести к грамотным ремонтникам, чтобы привести их в божеский вид. Но это дополнительные расходы, которые сводят достигнутую экономию на нет. Уж если на то пошло, более выгодный и одновременно надежный вариант - покупка восстановленного турбокомпрессора. Если восстановительные работы выполнены по заводским технологиям, особенно, методом замены картриджа на оригинальный, работоспособность отремонтированной турбины будет не хуже, чем новой. Это подтверждается долгосрочной гарантией на восстановленные турбоагрегаты, которую предоставляют ответственные ремонтники.
Но этот путь не для настоящего «экономиста». Сэкономив на покупке турбины, он затем сэкономит на ее установке. Будет монтировать сам (и не такое вытворял со своими «жигулями»!) и даже не подумает потратиться на новые масло и фильтры. Предсказуемо, вскоре он займется поиском следующей турбины. Будет обзванивать разборки, выбирая, где подешевле. С экстремальными экономистами все понятно. Сложнее понять автовладельцев, которые покупают дорогую оригинальную турбину, а потом экономят «на спичках», то есть на скрупулезном выполнении правил ее монтажа, с которыми мы познакомимся далее. А пока допустим, вы купили турбину …