Вскрытие показало… Часть 5. Шняга
Что такое шняга?
Время от времени эксперту-турбинисту на вскрытие попадает то, что некоторые острословы называют шнягой. Что такое шняга? Шняга – это… Сложно сказать однозначно. Толковые онлайн-словари дают несколько десятков значений этого жаргонного и сленгового словца. Среди них такие: ерунда, барахло, ненужная вещь, обман, невезение и даже, извините, человеческие фекалии. В общем, слово буквально на все негативные случаи нашей жизни. Безусловно, оно уместно и когда имеешь дело с копией, подделкой, контрафактом – одним словом, «неоригинальной» запчастью. Давайте посмотрим, каково же иметь дело с «турбошнягой».
Проблема некачественных копий и контрафакта на вторичном рынке автомобильных запчастей была, есть и, скорее всего, будет. Ее базис – присущее всякому человеку, будь то автовладелец или работник сервиса, желание сэкономить. Это естественное желание столь же естественно обостряется в периоды, когда экономия денег становится не просто похвальной рачительностью, но острой необходимостью. Например, как сейчас. Пока рулевые экономики прощупывают дно кризиса, в кошельках россиян денег не прибавляется. И если в тучные времена большинство покупателей заявляли: «Мне нужна оригинальная турбина», то сегодня чаще спрашивают: «А нет ли у вас чего-нибудь подешевле? Может, какие-нибудь аналоги?».
Как известно, «спрос рождает предложение». Предлагают разные «аналоги». Меж ними нечасто, но встречаются изделия приемлемого качества. Как правило, эта продукция выпускается под той или иной торговой маркой. Ее происхождение не скрывается, т.е. производитель готов нести ответственность за свой товар. Но на такой покупке много не сэкономишь. «А если еще дешевле?» А дешевле – копии «ноу нейм» или контрафакт, т.е. шняга.
Мировые производители турбокомпрессоров (ТК) ответственно заявляют, что их изделия чрезвычайно надежны. Этот факт подтверждается практикой эксплуатации турбоагрегатов. Отказы оригинальных турбин из-за производственного брака составляют ничтожные доли процента. Высокая надежность турбин достигается прежде всего тотальным контролем всех этапов производства, начиная от поставки сырья и комплектующих и заканчивая сборкой изделия. В этом нет ничего необычного, подобные меры обеспечения качества действуют при производстве любой современной высокотехнологичной продукции. Однако в производстве турбокомпрессоров есть нечто необычное, проистекающее из особенностей технологического процесса. Он включает обязательную финишную балансировку ротора каждого (а не одного из партии) ТК в составе центрального корпуса подшипников. Эта операция выполняется с полной имитацией работы турбины в двигателе, с подачей в корпус горячего моторного масла под давлением, с раскручиванием ротора вплоть до номинальных оборотов. В ходе этой операции решаются несколько задач одновременно:
– проверяется правильность сборки «сердца» ТК;
– проверяется надежность газодинамических уплотнений ротора;
– приводится к допустимому уровню величина остаточного дисбаланса ротора;
– происходит обкатка турбины.
Только после безупречного прохождения этого этапа главный сборочный узел турбины, так называемый картридж, возвращается на сборочную линию для заключительных монтажных, регулировочных операций и выходного контроля изделия. Таким образом, каждое изделие, сходящее с конвейера, проверяется на работоспособность и обкатывается.
Ну а что же шняга? Если бы ее производство было таким же современным, высокотехнологичным, масштабным, с такой же системой контроля качества и технологией сборки, то и стоила бы она никак не дешевле оригинала. Законы экономики едины для всех и чудесных исключений, к сожалению, не бывает. Какими же средствами достигают двух-, а то и трехкратного снижения стоимости производители неоригинальных турбин? Они «упрощают» конструкцию, избавляются от «лишних» деталей, используют суррогатные материалы и технологии. Давайте посмотрим, чем оборачивается такая «экономия».