Разработчики турбин рекомендуют
Турбокомпрессор – это технически сложное изделие с тщательно подобранными компонентами. Поэтому при его эксплуатации важно следующее.
Квалифицированное обслуживание
Частота вращения турбокомпрессора достигает 300 000 мин-1. Все детали изготавливаются с минимальными допусками и собираются с микроскопическими конструктивными зазорами. Поэтому обслуживание и замену турбины следует доверять автомастерам, обладающим специальными знаниями и опытом. Также важно, чтобы сервисное предприятие было оснащено специальным оборудованием и инструментом для работы с системами турбонаддува, например, для диагностики или балансировки турбины.
Никакой «люксации» турбокомпрессора
Конструкция турбокомпрессора точно оптимизирована разработчиком для применения в составе конкретного двигателя. Поэтому категорически не следует изменять какие-либо настройки и регулировки системы турбонаддува. Например, попытка форсировать давление наддува может привести к перегреву двигателя и последующему повреждению поршней, головки блока цилиндров или опор двигателя.
Только «правильное» моторное масло
При замене масла в двигателе очень важно выбирать масло в соответствии с рекомендациями производителей автомобиля и двигателя. В частности, масло должно быть рекомендовано для применения в двигателях с турбонаддувом. Малейшие отклонения, например, в его вязкости могут вызвать нарушение режима смазки ротора и повреждение турбокомпрессора.
Только рекомендованные автозапчасти
При замене турбины и других компонентов системы турбонаддува следует применять запасные части и инструмент, соответствующие спецификациям завода-изготовителя мотора и автомобиля. В противном случае велик риск потери мощности и даже повреждения двигателя, не говоря уже об утрате гарантии и страховки.
Обязательный контроль работоспособности
Если турбокомпрессор издает необычные звуки, замечены потеки масла или вибрация, нужно немедленно остановить и проверить двигатель. Нельзя нагружать турбокомпрессор, поскольку даже малейшие дефекты деталей, вращающихся с большой скоростью, могут повлиять на другие компоненты и повредить их.
Не спешить после запуска двигателя
После старта двигателя требуется около 30 с, чтобы масло заполнило все каналы смазки. Только после этого можно без последствий для турбины «раскручивать» мотор на полную мощность.
Не торопиться глушить двигатель
Если двигатель работал с полной нагрузкой, не останавливайте его немедленно. Прежде чем его заглушить, дайте ему поработать на холостых оборотах примерно 20 с. Это тем более важно для турбин с неохлаждаемым корпусом подшипников, в которых функцию охлаждения выполняет масло. Резкое падение расхода масла через горячий турбокомпрессор вызывает его перегрев, окисление и коксование с образованием на поверхностях деталей турбины твердых абразивных частиц. Они, в свою очередь, вызывают ускоренный износ турбины.
Сергей Самохин, ТурбоМастер.ру