Вскрытие показало… Часть 1. Масло в дефиците

Дата публикации: 2016-06-27
Вскрытие показало…   Часть 1. Масло в дефиците - фото

В помощь Фемиде

Уточнить причину смерти живого организма может только его вскрытие. То же справедливо и в отношении организма неживого, например, турбокомпрессора. Определить вероятную причину его эксплуатационного повреждения без разборки и тщательного исследования внутренностей практически невозможно. Как раз это и входит в профессиональные обязанности эксперта, «прозектора турбомира». Хотите знать, почему «умирают» турбины – спросите у эксперта-турбиниста.

Зачем вообще нужно знать ответ на этот вопрос? Ну умерла так умерла. Предал покойницу земле (или пункту приема втормета), поставил новую и – вперед. Кстати, это очень распространенная и столь же ошибочная точка зрения. Ошибка заключается вот в чем. Из практики известно, что подавляющее число отказов турбин происходит из-за внешних факторов. Это могут быть и неисправности той или иной системы двигателя, и некорректный монтаж, и неграмотная эксплуатация или сервисное обслуживание автомобиля. Значит, не выяснив и не устранив причину преждевременной кончины турбоагрегата, менять его на новый… нет, не бесполезное, а просто гиблое дело. Об этом хором предупреждают все: производители турбокомпрессоров, их дистрибьюторы и компетентные продавцы. Если знаний и технических навыков достаточно, можно попробовать поставить посмертный диагноз самостоятельно. В противном случае очень стоит передать турбину в руки опытного эксперта.

К сожалению, обращения к эксперту по этому поводу редкость. Чаще к экспертизе прибегают с иной целью. Одно из положений сурового «Закона о защите прав потребителей» предписывает: «В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет». Споры о причинах «недостатков» турбокомпрессоров разрешаются в строгом соответствии с российским законодательством, т.е. на основе заключения технической экспертизы.

Понятно, что спор обычно возникает между продавцом и покупателем. Поводом для спора является претензия покупателя к качеству турбокомпрессора. Претензии бывают разные: «Турбину только поставили, с подъемника съехать не успел – засвистела…», «Такие деньги отвалил, полгода проездил – опять маслом плюется…» или: «Еду себе спокойно, вдруг: ба-бах – тяга пропала и дым из трубы». Но их объединяет то, что они высказываются одинаково эмоционально и с нескрываемой обидой на продавца за то, что продал некачественный товар.

К слову сказать, обиженные покупатели обычно помнят, что гарантийный срок на новый оригинальный турбокомпрессор составляет 12 месяцев. При этом частенько забывают, что производители турбин оговаривают условия, которые нужно выполнить, чтобы гарантия сохранялась, а купленный турбоагрегат прожил долгую жизнь. И уж почти никто не знает, что упоминавшийся выше Закон суров не только по отношению к продавцам, но и к покупателям, предъявляющим необоснованные претензии. Он гласит: «Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара». Поэтому прежде чем затевать спор, стоит взвесить возможные последствия.

Задача эксперта заключается не в том, чтобы рассудить спорящие стороны. Это дело, например, третейского суда. Экспертиза должна предоставить объективную информацию о вероятных причинах поломки турбины. Что это: производственный дефект или те самые «обстоятельства, за которые не отвечает продавец (изготовитель)»?

Читателю, который не преследует ни одну из упомянутых целей, знакомство с некоторыми результатами работы эксперта-турбиниста будет полезным с многих точек зрения. Кому-то оно еще раз напомнит об уязвимости турбокомпрессора, о том, насколько его работоспособность зависит от исправности систем двигателя, от сообразительности и аккуратности мастеров, выполняющих его замену и сервисное обслуживание двигателя. Кого-то удивит многообразие конкретных причин поломки турбин, среди которых встречаются как характерные, так и уникальные, и даже курьезные.

Работоспособность агрегата, ротор которого вращается с частотой до 200–300 000 мин‑1, нагреваясь с одной стороны до 1000 °C, критически зависит от эффективности смазки. Поэтому первая часть длинного разговора будет посвящена поломкам турбин из-за недостатка масла. В дидактических целях ее надо бы предварить резюме о том, как устроена…

след. раздел

К сожалению, мы
сейчас не в офисе :(

Давайте, перезвоним вам в рабочее время