Вскрытие показало… Часть 6. Скорее жив, чем мертв
«Турбина гонит масло…»
Чего только в жизни не бывает! В жизни эксперта по турбокомпрессорам, например, бывает так: в результате исследования выясняется, что поступивший на экспертизу агрегат исправен. Как говорится, пациент скорее жив, чем мертв. Выходит, претензия покупателя к работоспособности турбокомпрессора безосновательна. Если бы таких случаев было 1–2 на сотню, то и упоминать об этом не стоило бы. Но практика свидетельствует, что доля необоснованных обвинений турбины в ненадлежащем выполнении своей «надувательной миссии» доходит до трети! Разберемся, почему так происходит.
Самая распространенная (из тех, что впоследствии оказываются необоснованными) претензия к турбокомпрессору (ТК) – течь масла. Журнал учета работ эксперта буквально пестрит записями: «турбина течет…», «турбина гонит масло…», «турбина кидает масло…». Одни покупатели жалуются, что «гонит» во впускную систему (через корпус компрессора), другие – что «кидает» в выпуск, через турбинную часть, третьи – что «льет» и туда и сюда.
Сразу оговоримся, что подобные неприятности действительно могут быть следствием неисправности ТК. Например: при ремонте неправильно собрали уплотнение вала ротора в корпусе подшипников, детали уплотнения повредились в процессе эксплуатации или в результате аварии, ротор ТК заклинил или сломался пополам. В этих случаях поступление турбины «на вскрытие» резонно и задача эксперта сводится к тому, чтобы установить вероятную причину неисправности и «найти виноватого». Масса разного рода отказов ТК, сопровождающихся повреждением уплотнений, была рассмотрена нами в предыдущих сериях цикла. Сейчас речь идет о другом: клиент заявляет, что турбина «гонит», «кидает» и «льет», а на поверку она оказывается абсолютно исправной.
Глобальная причина состоит в том, что большая часть потребителей «турботовара» имеет неверное представление об устройстве ТК и о происходящих в нем процессах. Давайте освежим эти сведения.