Глоссарий

Дата публикации: 2013-09-11
Глоссарий  - фото

Легенда гласит, что грандиозный проект древности - Вавилонская башня – так и не был реализован потому, что ее строители разговаривали на разных языках и не смогли найти взаимопонимания. Чтобы проект Турбомастер не постигла та же участь, мы предусмотрели этот раздел, который будет постепенно пополняться. Он тем более необходим, что терминология турботехники еще не приведена к «общему знаменателю». Она представляет собой смесь общепринятых технических терминов, англицизмов, сленговых выражений и т.д. Вот что означают некоторые из них.

Система турбонаддува
Система автомобильного двигателя, предназначенная для повышения давления (плотности) поступающего в двигатель воздуха путем использования энергии отработавших газов. Система турбонаддува может включать один или несколько турбокомпрессоров, регулирующие и предохранительные компоненты, устройство охлаждения наддувочного воздуха, магистрали подачи воздуха, смазки и охлаждения, присоединительные детали, переходники и т.д.
Турбокомпрессор. Принятые аббревиатуры – ТК или ТКР, на сленге – «турбина»
Основное устройство системы турбонаддува. Турбокомпрессор, как и само сложносоставное слово, принятое для его обозначения, состоит из двух частей: турбины и компрессора, объединенных общим валом. Вал вращается в подшипниках, размещенных в центральном корпусе ТК.
Турбина
Часть турбокомпрессора, включающая корпус турбины и турбинное колесо (крыльчатку турбины), закрепленное на валу ТК. Преобразует кинетическую и тепловую энергию отработавших газов во вращательное движение ротора ТК. В автомобильных ТК применяются радиальные турбины с протоком газов от периферии к оси колеса.
Корпус турбины. Также - улитка турбины
Служит для организации эффективного протока отработавших газов через турбинное колесо. Внутренняя полость корпуса турбины образует сужающийся спиральный канал, центральную камеру и выходной патрубок. Корпуса некоторых турбин могут иметь разделенный вход. У Honeywell Turbo Technologies такая конструкция называется twin scroll, то есть, «двойная спираль», у Borg Warner Turbo Systems – twin entry («двойной вход»).
Колесо турбины. Также - крыльчатка турбины
Компрессор
Часть ТК, включающая корпус и колесо компрессора. В автомобильных турбокомпрессорах применяются в основном компрессоры центробежного типа, в которых воздух подается в осевом направлении, а выходит в радиальном.
Центральный корпус
Корпусная деталь ТК, соединяющая турбину с компрессором и обеспечивающая смазку, охлаждение и герметизацию вращающегося ротора. Центральный корпус называют «сухим», когда функцию охлаждения выполняет масло, поступающее от системы смазки двигателя, и «мокрым», если в нем предусмотрены каналы для подачи антифриза из системы охлаждения.
Ротор ТК
Вращающаяся сборочная единица турбокомпрессора – вал с установленными на нем колесами (иначе - крыльчатками) турбины и компрессора.
Картридж (англоязычная аббревиатура - CHRA-Central Housing Rotor Assembly)
Главный узел ТК, включающий центральный корпус подшипников в сборе с ротором. От качества сборки и балансировки картриджа, а также его текущего состояния в основном зависит работоспособность ТК. Наиболее надежный метод ремонта ТК – ремонт путем замены картриджа на новый.
Регулируемый турбокомпрессор
Обычно так называют турбокомпрессор с встроенным перепускным клапаном. Строго говоря, ТК с изменяемой геометрией турбины также является регу
Перепускной клапан (байпасный клапан, клапан «вейстгейт»)
Устройство регулирования ТК за счет контролируемого перепуска части отработавших газов по байпасному каналу в обход турбины. Перепускной клапан имеет пневмомеханический привод, который управляется подачей давления или разрежения.
Предохранительный клапан (разгрузочный клапан)
Устройство регулирования ТК, служащее для контролируемого перепуска части наддувочного воздуха с впуска двигателя в атмосферу или на вход компрессора. Обычно применяется в системах турбонаддува двигателей с воздушной заслонкой во впускном тракте (например, в бензиновых моторах). Предохранительный клапан препятствует внезапному росту давления на выходе компрессора при резком закрытии заслонки. Таким образом, он предохраняет от механического повреждения и заслонку, и компрессор.
Турбокомпрессор с регулируемым сопловым аппаратом
(ТК с РСА, турбокомпрессор с изменяемой геометрией турбины, турбина с изменяемой геометрией). Турбокомпрессор, который регулируется путем изменения конфигурации канала, по которому отработавшие газы поступают на турбинное колесо. В ТК для легковых ДВС механизм РСА обычно представляет собой группу поворотных направляющих лопаток, установленных в проточной части корпуса турбины. Ведущие производители ТК используют фирменные названия
Электронно регулируемый турбокомпрессор (электронный ТК)
Турбокомпрессор с РСА, который приводится в действие электронно-механическим устройством, получающим команды напрямую от блока управления двигателем.

Наши операторы перезвонят
Вам в течение нескольких минут!