Down, down, down…
Зеленый беспредел
Глобальная концепция даунсайзинга, предложенная разработчиками автомобильных двигателей в ответ на возрастающий прессинг со стороны «зеленых человечков», предусматривает снижение рабочего объема силовых агрегатов. В том, чтобы в недалеком будущем мы не оказались за рулем «овощных» автомобилей, ключевая роль отводится технологии турбонаддува.
Повышение тяговых характеристик автомобильных двигателей уже давно перестало быть основной целью разработчиков. Почти полвека тому назад, в 1970 году, конгресс США принял поправки к «Закону о чистом воздухе» (Clean Air Act), которые ужесточили предельные концентрации вредных веществ в атмосфере и обязали автопроизводителей радикально сократить их выброс. С этого времени у мирового автомобилестроения и, в частности, у моторостроителей появился более серьезный стимул – экологические стандарты. Именно они уже почти полвека не дают покоя разработчикам двигателей, налагая все более строгие запреты на выбросы вредоносных компонентов отработавших газов (ОГ) .
Припомним, что стимулом индийцы называют заостренный стальной прут, втыкая который в шею слона, погонщик принуждает гигантского подопечного подчиняться своей воле и исполнять свои прихоти: двигаться в нужном направлении, переносить тяжести и т. п. Экологические ограничения управляют гигантской индустрией автомобильного моторостроения столь же садистски. Прихоти «зеленых» во многом определили облик современных двигателей.
Борьба за более чистый «выхлоп» инициировала эволюцию систем топливоподачи, внедрение регулируемого газообмена, многоступенчатых систем очистки ОГ, совершенствование систем управления двигателем. Отражение очередных нападок экологических «пуритан» в последней декаде прошлого века привело к возрождению и стремительному спурту технологии турбонаддува как самого эффективного средства управления подачей воздуха. Турбонаддув и непосредственный впрыск топлива позволили дизелям преодолеть экологические препоны и шагнуть в новое тысячелетие.
Его начало было отмечено привычным ужесточением экологических стандартов. Они предусматривают дальнейшее снижение концентрации в ОГ таких компонентов, как CO, CH, NOx, а также твердых сажевых частиц для дизелей и бензиновых двигателей GDI. Вступают в силу новые испытательные циклы для контроля эмиссии вредных веществ, все более приближенные к реальным условиям эксплуатации автомобилей. Создается впечатление, что в недалеком будущем выхлопные газы автомобилей собираются использовать для лечения заболеваний органов дыхания.
Мало того: несколько лет тому назад неуемные «зеленые» замахнулись на святое. Под предлогом борьбы с парниковым эффектом они добились принятия программы сокращения выбросов в атмосферу углекислого газа – «манны небесной» для растительного мира планеты. Теперь автопроизводители обязаны заботиться о том, чтобы количество углекислоты, в среднем источаемое единицей их продукции, не превышало установленный лимит. Естественно, предусматривается прогрессивное снижение лимита.
В этот раз возмутителями спокойствия стали европейцы, конкретнее – Еврокомиссия Евросоюза (EC EU). Еврокомиссары накинули на шеи местных автопроизводителей углекислотную удавку, которая начала затягиваться с 1 января 2012 года. По их воле в период до 2015 года средний показатель эмиссии CO2 нового легкового автомобиля должен сократиться до 130 г/км (почти на 8% относительно 2010 года), а к 2020 году он должен уменьшиться до 95 г/км.
За десятилетия репрессий ревнители чистого воздуха научились жестоко карать провинившихся. За «невыполнение плана» европейские автопроизводители будут штрафоваться: за перебор в 1 г/км CO2 у каждого зарегистрированного автомобиля они заплатят по 5 евро, второй грамм превышения нормы им обойдется в 15 евро, а начиная с 4-го грамма и более автозаводы выложат по 95 «евриков» за грамм. Не менее действенная мотивация планируется и для потребителей. Купил «правильный» автомобиль – возьми с полки пирожок. Если же покупка вырабатывает излишне много «манны» – оплачивай услуги борцов с последствиями глобального потепления. Тут прейскурант разнится в зависимости от конкретной зоны Евросоюза.
Начавшись в Европе, эпидемия борьбы с выбросами углекислого газа быстро перекинулась и на другие континенты. Аналогичные программы сокращения эмиссии CO2 автотранспортом приняты правительствами практически всех автопроизводящих стран: США, Канады, Мексики, Японии, Китая, Индии. Эпидемия приобрела планетарный масштаб.