Вскрытие показало… Часть 2. Эпиданамнез запора

Дата публикации: 2016-06-26
Вскрытие показало… Часть 2. Эпиданамнез запора - фото

Коварные причины

По статистике, подавляющее большинство отказов турбокомпрессоров (по разным источникам – до 80–90%) так или иначе связано со смазкой узла подшипников. Поэтому и вторую часть обзора причин «безвременной кончины» турбин стоит посвятить ему, маслу. Вернее, его отсутствию.

В прошлый раз рассматривались случаи поломки турбокомпрессора из-за дефицита смазки. Причем подчеркивалось, что сокращение подачи масла происходило где-то вне турбины: износился масляный насос, засорился масляный фильтр, забилась маслоподающая трубка. При этом турбокомпрессор испытывает тотальный масляный голод. Однако чаще недостаточная смазка узла подшипников происходит по еще более коварным причинам. Подача масла нарушается прямо внутри турбокомпрессора, из-за частичной или полной блокады каналов подачи масла. Почему такие неисправности коварнее?

Вспомним, с чего должна начинаться замена турбины? Правильно, с определения причины отказа турбоагрегата и ее устранения. Выявить недостаток давления в системе смазки двигателя или снижение расхода масла, поступающего к турбокомпрессору, несложно. Особенности процедуры измерения давления можно уточнить в сервисной документации двигателя. Как правило, это достаточно рутинная операция.

Что касается проверки производительности подачи масла к турбине, ее выполняют после установки нового турбоагрегата. Рекомендуется действовать так. Трубку слива масла из турбокомпрессора не подсоединяют к картеру, а опускают в подходящую емкость. Далее нужно запустить двигатель и дать ему поработать минуту в режиме холостого хода. За это время в емкости должно оказаться не менее 300 мл масла (для большинства турбин легковых автомобилей). Естественно, при измерении нужно следить за тем, чтобы уровень масла в двигателе не падал ниже минимума. Подчеркнем: проводить этот тест нужно с заведомо исправной турбиной. Дело в том, что масляные зазоры в парах трения играют роль ограничителей расхода смазки через турбокомпрессор (рестрикторов). Их величина соответствует норме только у новой турбины, не имеющей эксплуатационного износа или, тем более, аварийных повреждений.

Выполнив оба теста, можно получить объективную информацию и о состоянии масляного насоса, и о пропускной способности магистрали, по которой смазка поступает к турбине. Если испытания пройдены успешно, можно быть уверенным, что турбина получит требуемое количество масла.

Но… но, к сожалению, это не гарантирует, что узел подшипников вскоре не испытает масляного голода. В этом и заключается коварство неисправностей, о которых пойдет речь далее. «Как же так? Я проверил: давление масла в норме, заменил маслоподающую трубку, а турбина отказала из-за масляного голодания!», – пожимает плечами автомеханик. Как? А вот как…

след. раздел

К сожалению, мы
сейчас не в офисе :(

Давайте, перезвоним вам в рабочее время