• ТурбоМагазин:
  • Москва, Волгоградский проспект,
    д. 32, к. 24, офис 206 на карте
  • пн-пт 8:00-19:00
    сб 10:00-14:00

Вскрытие показало… Часть 1. Масло в дефиците

...система смазки турбокомпрессора

Ротор и подшипниковый узел турбокомпрессора смазываются моторным маслом, которое поступает от системы смазки двигателя. Узел подшипников традиционной конструкции состоит из двух опорных и одного упорного подшипников. Ничего необычного, пожалуй, за исключением того, что опорные подшипники плавающие, т.е устанавливаются в корпус с зазором. В большинстве случаев используются подшипники скольжения. Крайне немногочисленные исключения из этого правила, а именно шариковые подшипники качения, применяются в конструкции турбин для тюнинга и некоторых… Смазка турбокомпрессора с шариковыми подшипниками – отдельная история, которая выходит за рамки настоящего повествования.

В турбинах с подшипниками скольжения используется гидродинамический принцип смазывания. Все пары трения (вал – подшипник и подшипник – корпус) разделены зазорами точно рассчитанной величины, сквозь которые продавливается моторное масло. Вследствие протока масла с заданным расходом при вращении вала в зазоре создается прочная масляная пленка (масляный клин). Масляный клин воспринимает нагрузки, возникающие при вращении ротора, и надежно разделяет трущиеся детали, так что их прямой контакт полностью исключается. Прочность масляного клина (иначе – его несущая способность) зависит от свойств масла, его расхода и величины зазора. Деградация свойств масла, уменьшение расхода или увеличение зазора (вследствие износа пар трения) снижают прочность масляной пленки. Это приводит к ее пробою при критических нагрузках, кратковременному контакту деталей, их разогреву и лавинообразному износу. Масло в турбокомпрессоре также выполняет функцию охлаждения. Эта его роль особенно важна, если в конструкции применяется неохлаждаемый корпус подшипников.

Блокада извне

Прежде чем поступить в турбокомпрессор, масло проходит длинный путь, который начинается в картере двигателя. Любое препятствие на этом пути или неисправность (засоренный маслоприемник или фильтр, пережатая или заросшая отложениями трубка подачи масла, изношенный масляный насос, дефективный редукционный клапан) сокращают расход масла через турбокомпрессор. Губительным для турбины может оказаться даже кратковременный масляный голод. На практике проверено, что отсутствие подачи масла к турбине в течение 4 секунд уже повреждает узлы трения, а 8-секундная работа без масла может привести к повреждениям, не подлежащим восстановлению. Обычно на такой «голодный паек» турбину ставят те, кто некорректно осуществляет ее первый запуск. Инструкции по монтажу на этот счет дают строгие указания: предварительно заправить турбину маслом, в режиме прокрутки двигателя стартером добиться подачи масла к турбине и только после этого – «ключ на старт». Ведь в режиме холостого хода двигателя ротор легковой турбины уже вращается с частотой порядка 30 000 мин‑1, т.е. каждую секунду совершает 500 оборотов. При этом даже несколько секунд масляного голода не останутся без последствий.

Перечисленные выше причины недостаточной смазки турбокомпрессора различны, их объединяет то, что поступление масла блокируется вне турбины. Вначале отобраны именно такие случаи.

предыдущий раздел следующий раздел