• ТурбоМагазин:
  • Москва, Волгоградский проспект,
    д. 32, к. 24, офис 206 на карте
  • пн-пт 8:00-19:00
    сб 10:00-14:00

О замене турбины

Турбина (турбокомпрессор) – это не «расходник», она разрабатывается и изготавливается с таким расчетом, чтобы ее ресурс был сравним с ресурсом двигателя. Почему же на практике нередко получается, что турбину приходится менять, иногда – не один раз? Дело в том, что при эксплуатации автомобиля турбокомпрессор может подвергаться воздействиям, на которые он не рассчитан. Попадающие на турбинное колесо посторонние частицы, загрязненное масло, масляное голодание или избыточная температура отработавших газов могут повредить турбокомпрессор, что приведет к необходимости его замены.

Замена турбины – процедура, на первый взгляд, не сложная. Однако зачастую допущенные при замене ошибки приводят к тому, что новая турбина вскоре отказывает. Возможны также конфликты с блоком управления двигателя и серьезные повреждения мотора.

Вот несколько практических рекомендаций как грамотно заменить турбину.

Прежде чем крутить гайки

Специалисты по технологиям турбонаддува утверждают: «Если вышла из строя турбина, причина может быть и в ней. Если следом отказала вторая, вероятность, что виновата она, ничтожно мала. Если «накрылась» третья, причина неисправности гарантированно находится вне турбины». Исходя из этого, грамотный механик должен в первую очередь установить причину отказа турбокомпрессора и устранить ее. В противном случае велик риск того, что новая турбина снова быстро выйдет из строя.

Следующее предварительное условие для успешной замены турбины – это бескомпромиссная чистота в работе. Нужно понимать, что при невероятно больших скоростях вращения компрессорного и турбинного колес даже мельчайшие инородные частицы действуют как реактивные снаряды. Поэтому обязательно следует заменить воздушный фильтр и тщательно очистить всю впускную и выпускную системы.

Обеспечить беспрепятственную подачу масла

Подшипники ротора не могут работать без смазки моторным маслом, даже кратковременно. Ротор турбокомпрессора начинает вращаться с первыми оборотами двигателя и в режиме холостого хода частота вращения уже достигает 10-30 тысяч оборотов в минуту! Поэтому важно исключить сухое трение в момент пуска новой турбины. Для этого перед монтажом следует залить немного масла в корпус подшипников через отверстие для его подачи, закрыть отверстие чистой тряпкой и с помощью продувочного пистолета кратковременно подать в него сжатый воздух. Под давлением воздуха масло проникнет в каналы для смазки и распределится по поверхности подшипников. После установки турбины, перед присоединением магистрали подачи масла нужно залить в корпус еще немного масла. Для упрощения этой операции некоторые производители комплектуют турбокомпрессор не только прокладками, но и шприцем со смазкой.

Масло для смазки и охлаждения турбокомпрессора поступает от масляного насоса двигателя, а возвращается в систему смазки (в поддон картера) самотеком через сливную трубку. Нужно убедиться, что трубки подачи и слива масла не повреждены, проложены без перегибов, а их внутренность свободна от отложений. В случае каких-либо сомнений их, как рекомендуют некоторые производители турбин, нужно заменить новыми. При затрудненном сливе масла внутри корпуса подшипников создается избыточное давление и масло начинает просачиваться через уплотнения турбинного или компрессорного колес. В таком случае говорят: «турбина течет» или иначе: «турбина пьет масло». При неблагоприятных условиях работы, характеризующихся большим избыточным давлением в корпусе подшипников, турбина за непродолжительное время может «выпить» из двигателя изрядную долю масла. Стоит ли объяснять, чем это грозит мотору?

Причиной избыточного давления также может быть загрязненная система вентиляции картера двигателя. Противодавление в картере препятствует свободному сливу масла из корпуса турбокомпрессора и даже направляет сливающееся масло назад внутрь корпуса подшипников.

Надежный монтаж без герметиков

Все соединения турбокомпрессора должны быть надежно затянуты и уплотнены. Старые прокладки и крепеж часто бывают деформированы и не могут обеспечить надежной герметизации – их следует заменить новыми деталями.

Применять для уплотнения жидкие или компаундные герметики строжайше запрещено, поскольку они частично перекрывают сечение каналов, а в худшем случае – полностью блокируют подачу масла, что приводит к серьезному повреждению турбины.

Новая турбина – новое масло

При монтаже нового турбокомпрессора обязательно нужно заменить моторное масло и установить новый масляный фильтр. Настоятельно рекомендуется снять и хорошенько очистить поддон двигателя. Это гарантированно исключит наличие посторонних частиц в масляной системе и возможность повреждения новой турбины. Замена масла и прокачка системы охлаждения (если монтировалась турбина с охлаждаемым корпусом) должны выполняться только после того как турбокомпрессор установлен и подсоединены все патрубки подачи масла, антифриза и воздуха.

Внимание!

Если при замене перелить масло так, что его уровень будет выше допустимого, это, как правило, приводит к утечке масла через компрессор и его накоплению в интеркулере. Если затем масло из впускной системы вновь попадет в двигатель и сгорит там, возможно серьезное повреждение мотора.

Пока масло не заменено двигатель ни в коем случае нельзя запускать! Чтобы предотвратить возможный запуск, профессионалы обычно извлекают предохранитель или реле бензонасоса. Заменив масло, проворачивайте двигатель стартером до тех пор пока в системе смазки не создастся давление. При первом пуске двигателя рекомендуется дать ему поработать на холостых оборотах две минуты перед тем как нажать на газ (приоткрыть дроссельную заслонку) для увеличения подачи масла.

Затем все соединения окончательно протягиваются и проверяются на отсутствие течей.

Грамотный механик снова проверяет затяжку всего крепежа после 20-часовой работы двигателя или пробега 1 000 км.

Что хорошо для турбины

При эксплуатации турбина не требует никакого специального обслуживания – только нескольких периодических осмотров и проверок. Взамен она требует строгого соблюдения регламентов обслуживания двигателя, установленных автопроизводителем в части:

  • интервалов замены масла;
  • обслуживания (замены) масляного фильтра;
  • проверки давления масла;
  • обслуживания (замены) воздушного фильтра.

Если эти процедуры выполняются в соответствии с рекомендациями автозавода, турбине ХОРОШО.