Down, down, down…

Дата публикации: 2015-02-09
Down, down, down… - фото

Зеленый беспредел

Глобальная концепция даунсайзинга, предложенная разработчиками автомобильных двигателей в ответ на возрастающий прессинг со стороны «зеленых человечков», предусматривает снижение рабочего объема силовых агрегатов. В том, чтобы в недалеком будущем мы не оказались за рулем «овощных» автомобилей, ключевая роль отводится технологии турбонаддува.

Повышение тяговых характеристик автомобильных двигателей уже давно перестало быть основной целью разработчиков. Почти полвека тому назад, в 1970 году, конгресс США принял поправки к «Закону о чистом воздухе» (Clean Air Act), которые ужесточили предельные концентрации вредных веществ в атмосфере и обязали автопроизводителей радикально сократить их выброс. С этого времени у мирового автомобилестроения и, в частности, у моторостроителей появился более серьезный стимул – экологические стандарты. Именно они уже почти полвека не дают покоя разработчикам двигателей, налагая все более строгие запреты на выбросы вредоносных компонентов отработавших газов (ОГ) .

Припомним, что стимулом индийцы называют заостренный стальной прут, втыкая который в шею слона, погонщик принуждает гигантского подопечного подчиняться своей воле и исполнять свои прихоти: двигаться в нужном направлении, переносить тяжести и т. п. Экологические ограничения управляют гигантской индустрией автомобильного моторострое­ния столь же садистски. Прихоти «зеленых» во многом определили облик современных двигателей.

Борьба за более чистый «выхлоп» иниции­ровала эволюцию систем топливоподачи, внедрение регулируемого газообмена, многоступенчатых систем очистки ОГ, совершенствование систем управления двигателем. Отражение очередных нападок экологических «пуритан» в последней декаде прошлого века привело к возрождению и стремительному спурту технологии турбонаддува как самого эффективного средства управления подачей воздуха. Турбонаддув и непосредственный впрыск топлива позволили дизелям преодолеть экологические препоны и шагнуть в новое тысячелетие.

Его начало было отмечено привычным ужесточением экологических стандартов. Они предусматривают дальнейшее снижение концентрации в ОГ таких компонентов, как CO, CH, NOx, а также твердых сажевых частиц для дизелей и бензиновых двигателей GDI. Вступают в силу новые испытательные циклы для контроля эмиссии вредных веществ, все более приближенные к реальным условиям эксплуатации автомобилей. Создается впечатление, что в недалеком будущем выхлопные газы автомобилей собираются использовать для лечения заболеваний органов дыхания.

Мало того: несколько лет тому назад неуемные «зеленые» замахнулись на святое. Под предлогом борьбы с парниковым эффектом они добились принятия программы сокращения выбросов в атмосферу углекислого газа – «манны небесной» для растительного мира планеты. Теперь автопроизводители обязаны заботиться о том, чтобы количество углекислоты, в среднем источаемое единицей их продукции, не превышало установленный лимит. Естественно, предусматривается прогрессивное снижение лимита.

В этот раз возмутителями спокойствия стали европейцы, конкретнее – Еврокомиссия Евросоюза (EC EU). Еврокомиссары накинули на шеи местных автопроизводителей углекислотную удавку, которая начала затягиваться с 1 января 2012 года. По их воле в период до 2015 года средний показатель эмиссии CO2 нового легкового автомобиля должен сократиться до 130 г/км (почти на 8% относительно 2010 года), а к 2020 году он должен уменьшиться до 95 г/км.

За десятилетия репрессий ревнители чистого воздуха научились жестоко карать провинившихся. За «невыполнение плана» европейские автопроизводители будут штрафоваться: за перебор в 1 г/км CO2 у каждого зарегистрированного автомобиля они заплатят по 5 евро, второй грамм превышения нормы им обойдется в 15 евро, а начиная с 4-го грамма и более автозаводы выложат по 95 «евриков» за грамм. Не менее действенная мотивация планируется и для потребителей. Купил «правильный» автомобиль – возьми с полки пирожок. Если же покупка вырабатывает излишне много «манны» – оплачивай услуги борцов с последствиями глобального потепления. Тут прейскурант разнится в зависимости от конкретной зоны Евросоюза.

Начавшись в Европе, эпидемия борьбы с выбросами углекислого газа быстро перекинулась и на другие континенты. Аналогичные программы сокращения эмиссии CO2 автотранспортом приняты правительствами практически всех автопроизводящих стран: США, Канады, Мексики, Японии, Китая, Индии. Эпидемия приобрела планетарный масштаб.

след. раздел

Наши операторы перезвонят
Вам в течение нескольких минут!